Завершился кругосветный перелет Ан-124 "Руслан"
4 Декабря 1990 г.
1 декабря 1990 г. начался кругосветный перелет на АН- 124 g 05-07 по маршруту Австралия (Мельбурн)-Южный полюс-Северный полюс-Австралия с промежуточными посадками в Бразилии (Рио-де-Жанейро), Марокко (Касабланка) и СССР(Воздвиженка). Экипаж под командованием начальника ГК НИИ ВВС генерал-л-та Л. В. Козлова состоял из летчиков и специалистов 235-го ВТАП (14 человек). Кроме того, на борту "Руслана" находились спорткомиссар ФАЙ А. В. Стрельникова и 8 пассажиров, в числе которых был спонсор экспедиции Виктор Джамирзе (о нем речь пойдет в следующей главе). Обеспечивали "кругосветку" экипажи п-ка В. Николаева и подп-ка М. Нагорного на Ан-124 g 06-02, на борту которого находились запчасти, включая двигатель. Этот "Руслан", находясь в дежурном режиме, базировался в Мельбурне. Кругосветный полет Ан-124 проходил вдали от международных авиатрасс, причем более 90% пути приходились на безориентирные акватории четырех океанов, еще несколько процентов - на пустынную заснеженную Антарктиду. Таким образом, наземное радиотехническое и навигационное обеспечение почти полностью исключалось. Десятки задействованных других самолетов, вертолетов и морских судов находились в готовности к поисково-спасательным операциям. "В кругосветной экспедиции нам представилась уникальная возможность, - подчеркивал Козлов, - строго проверить работоспособность всех узлов, агрегатов и систем "Руслана" в различных географических широтах Мирового океана, при быстрой смене метеорологических и геофизических условий".
Перелет протяженностью 50005 км был осуществлен за 72 ч 16 мин летного времени. В этой "кругосветке" экипажу удалось установить 7 мировых рекордов скорости полета. Из Австралии "Руслан" вернулся непустой: в Москву были доставлены 80 т благотворительного груза для пострадавших от аварии на ЧАЭС и 23 т коммерческого груза. Таким образом, этот перелет помог решить не только технические задачи, но и открыл новую страницу во взаимоотношениях СССР и Австралии. С 1992 г. "Русланы" стали применяться для решения непосредственных задач ВТА России. Экипажи 235-го ВТАП участвовали в доставке авиатехники из Закавказья по маршрутам Вазиани-Моздок и Гянджа-Ульяновск.
Источники:
http://avia-mir.com/ru/an/article_an-124_001.php
http://wiki.airforce.ru/index.php?title=1990
http://www.airwar.ru/enc/craft/an124.html