Образован НИИ авиационного оборудования

24 Февраля 1983 г.

   Научно-исследовательский институт авиационного оборудования (НИИАО), был создан в 1983г. на базе Филиала ЛИИ им. М.М. Громова и присоединенного к нему СОКБ ЛИИ в соответствии с постановлением ЦК и СМ от 31 декабря 1982 г. О создании НИИАО было официально объявлено в приказе МАП № 99 от 24 февраля 1983 г. Эту дату принято считать днем рождения института.
Самой первой организационной ячейкой для проведения фундаментальных работ по созданию комплексов бортового оборудования летательных аппаратов был созданный в мае 1932 г. в ЦАГИ электротехнический отдел, который в 1933 г. был преобразован в бригаду оборудования самолетов.
В 1942 г. большинство специалистов этой бригады были переведены в комплекс бортового оборудования ЛА (комплекс № 4) вновь образованного летно-исследовательского института (ЛИИ). В 1955 г. в состав этого комплекса была переведена большая группа сотрудников НИИСО (научно исследовательского института самолетного оборудования). Вскоре в комплексе № 4 была образована 47-ая лаборатория для разработки оборудования рабочих мест космонавтов будущих пилотируемых космических аппаратов. Именно этой лабораторией было создано оборудование космического корабля «Восток-1» и тренажер для подготовки к полету Ю.А. Гагарина
В 1959 г. комплекс № 4 ЛИИ был преобразован в Филиал ЛИИ (ФЛИИ), который был определен головным предприятием авиационной отрасли промышленности по бортовому оборудованию ЛА. Начальником ФЛИИ был назначен известный ученый в области электроснабжения летательных аппаратов Н.Т. Коробан, а главным инженером ФЛИИ стал В.Н. Сучков, который впоследствии руководил ФЛИИ с 1965 по1983 г.г.
Все навигационное, пилотажное, светотехническое, системы жизнеобеспечения, аппаратура радиосвязи, разведки, комплекса обороны и электрооборудование, устанавливаемое на пассажирских, транспортных и военных самолетах, разработанных в период 1959-1980 г.г., создавалось с учетом рекомендаций ФЛИИ и проходило наземную и летную отработку на его лабораторных стендах и летающих лабораториях.
В 1968 г. на базе 47-й лаборатории ФЛИИ. было образовано СОКБ ЛИИ во главе с С.Г. Даревским, которое в 1972 г. постановлением ЦК и СМ было выведено из состава ЛИИ и определено головным предприятием по разработке оборудования рабочих мест космонавтов пилотируемых космических аппаратов, а также тренажеров для подготовки космонавтов
     При создании НИИАО из ФЛИИ были переведены высококвалифицированные ученые по теории навигации, автоматического управления, и эргономики, а также опытные специалисты по всем видам бортового оборудования летательных аппаратов. В присоединенном к НИИАО СОКБ ЛИИ были опытные конструкторы-разработчики оборудования рабочих мест космонавтов пилотируемых космических аппаратов и комплексных тренажеров для их тренировки..
    Начальником НИИАО был назначен генерал-майор авиации, кандидат технических наук А.А. Польский, (с 1960 по 1974 г.г. начальник управления испытаний бортового оборудования ЛА в НИИ ВВС, с 1974 по 1983 г. зам. начальника ЛИИ),который возглавлял институт до 1990 года.
    С 1990 по июль 2005 год директором института являлся Б.М. Абрамов.   
     Приказом МАП от 2 августа 1983 г. на НИИАО была возложена функция головной организации отрасли в области авиационной эргономики.
Авиационная тематика. Необходимость создания НИИАО возникла в связис серьезным отставанием технического уровня бортового оборудования отечественных пассажирских самолетов от уровня достигнутого за рубежом и целесообразностью объединения усилий специалистов по бортовому оборудованию самолетов и разработчиков оборудования рабочих мест космонавтов пилотируемых космических аппаратов.
Главным инициатором и организатором создания НИИАО был министр авиационной промышленности И.С. Силаев.
На НИИАО приказом МАП от 26.01.1983 г. были возложены следующие задачи:
- формирование концепций развития и облика комплексов бортового оборудования летательных аппаратов;
- координация научных исследований в области авиационного бортового оборудования, проводимых организациями и предприятиями отрасли и смежных мини-стерств;
- разработка долгосрочных прогнозов развития комплексов и систем бортового оборудования с учетом наземных средств управления воздушным движением, навигацией и посадкой;
- разработка рекомендаций по проектированию стендово-моделирующих комплексов для наземной отработки бортового оборудования на предприятиях отрасли;
- выполнение в полном объеме задач, возложенных ранее на СОКБ ЛИИ в области пилотируемых космических аппаратов.
     И.С. Силаев и генеральные конструкторы Г.В. Новожилов и А.А. Туполев, считали, что институт только тогда оправдает свое назначение и завоюет право быть головным в отрасли, когда он возьмет на себя ответственность за разработку и отработку следующего, нового поколения бортового оборудования для перспективных пассажирских самолетов.
    Было принято решение: поручить НИИАО возглавить разработку первых отечественных комплексов стандартного цифрового пилотажно-навигационного оборудования (КСЦПНО) для нового поколения пассажирских самолетов ИЛ-96-300, ТУ-204 и ИЛ-114. В январе 1984 г. это решение было подтверждено комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам.
Работа, возложенная на НИИАО этими решениями, активно выполнялась сотрудниками института. Уже в феврале 1986 г. была введена в эксплуатацию первая очередь спроектированного специалистами НИИАО уникального стендово-моделирующего комплекса с вычислительным центром на базе двух вычислительных машин ЕС-1061 для наземной отработки КСЦПНО.
      В короткие сроки (за пять лет!) совместно с предприятиями авиационной, радиотехнической, и радиоэлектронной промышленности были созданы комплексы КСЦПНО для самолетов ИЛ-96-300и ТУ-204.
В 1989г. самолеты ИЛ-96-300, ТУ-204 с этими комплексами демонстрировались на авиационной выставке в Ле Бурже, а с 1993 - 1995 г.г. они успешно эксплуатируются на этих самолетах до настоящего времени. Для самолета ИЛ-114 был разработан и успешно эксплуатируется комплекс ЦПНК-114.
В 1984 году кабина самолета Ил-96-300 демонстрировалась в Ле Бурже, вместе с ней демонстрировались и преимущества отечественного цифрового ПНК. В числе гостей были и французские летчики, принимавшие участие в демонстрационном полете самолета А-310 (г. Тулуза). После детального ознакомления с работой комплекса и оживленной беседы с нашим летчиком-испытателем Л.Н. Кнышовым, французский летчик спросил, какой же продолжительности рабочий день понадобился нашим специалистам, чтобы за такое короткое время разработать, изготовить и задействовать на самолете такой сложный отечественный комплекс? В ответ прозвучала шутка: 26 часов в сутки.
Опыт эксплуатации созданных комплексов подтвердил правильность выбора концепции построения и научно-технических решений, принятых при создании КСЦПНО, и показал, что по своим функциональным возможностям и основным техническим и эксплуатационным характеристикам созданные отечественные комплексы не уступали комплексам, эксплуатировавшимся в то время зарубежных самолетах А-310, В-757 и В-767.
В ходе создания КСЦПНО в НИИАО были решены следующие научно-технические проблемы:
- адаптированы к отечественным условиям производства международные нормативные документы, в том числе ARINC, и на их основе разработаны ТЗ на созда-ние более двадцати по существу новых систем и устройств, разработчиками которых являлись одиннадцать КБ и институтов четырех министерств;
- разработана и освоена технология системного проектирования цифровых систем авионики, включая построение контуров, реализующих функции комплекса, оценку их отказобезопасности, определение состава, интегральных характеристик и технико-экономической эффективности альтернативных вариантов ком-плексов и, наконец, выбор оптимального варианта структуры комплекса;
- разработана и утверждена необходимая нормативная документация по сертификации цифровых комплексов оборудования и их составных частей, по верификации и сертификации их ПМО, а также по проведению предварительных и межведомственных испытаний для выдачи свидетельств годности до установки на самолет;
- создана и освоена методология разработки программ функционирования систем отображения информации и органов управления, системы предупреждения критических режимов полета и системы предупреждения о приближении земли;
- разработаны, созданы и введены в эксплуатацию системы автоматизированного проектирования ПМО ВСС и СЭИ на языках высокого уровня;
- разработана идеология функционирования, спроектирована и внедрена в серийное производство система сбора и локализации отказов;
- разработан и создан в НИИАО уникальный стендово-моделирующий комплекс, на котором реализована разработанная в НИИАО методология комплексного моделирования и отработки КСЦПНО (с участием экипажа самолета) в условиях смоделированного реального полета, и методика сертификационной оценки отказобезопасности КСЦПНО;
- разработаны теоретические основы и на их базе осуществлено эргономическое проектирование компоновки систем отображения информации и органов управления в кабине пилотов на их рабочих местах и создан специальный аппаратный комплекс для объективной оценки напряженности деятельности членов экипажа на всех режимах полета;
- при НИИАО создана и функционирует специальная служба, обеспечивающая сервисное обслуживание комплексов в ходе их эксплуатации.
Создание и внедрение в эксплуатацию первого поколения отечественных цифровых пилотажно-навигационных комплексов обеспечили выход российской авионики на уровень международных требований и подготовили научно-техническую и производственную базу, а также коллектив НИИАО для следующего крупного шага в развитии российской авионики.
В 1990 г. ВПК по инициативе НИИАО утвердила план НИОКР по созданию следующего поколения отечественной авионики. Проведенные в соответствии с этим решением исследования в НИИАО позволили уже в 1993 г. приступить к разработке в кооперации с зарубежными фирмами второго поколения цифровой авионики - интегрального комплекса бортового оборудования ИКБО-95, (аналога комплекса, разрабатывавшегося в то время фирмой Honeywel для самолета В-777).
Созданный на основе передовой технологии жидкокристаллических экранов и высокопроизводительных микропроцессоров комплекс авионики второго поколения - ИКБО-95 соответствует всем современным международным требованиям. При разработке ИКБО-95 была предусмотрена и реализована возможность поэтапной модернизации КСЦПНО и ЦПНК с использованием систем, входящих в состав ИКБО-95.
В 2001 г. комплекс ИКБО-95 сертифицирован на самолете БЕ-200, а модернизированный комплекс КСПНО-204 сертифицирован на самолете ТУ-214.
В настоящее время, разработан современный цифровой пилотажно-навигационный комплекс ЦПНК-114М2 для самолете Ил-114 и проводится модернизация комплексов КСЦПНО на самолетах Ил-96-300 и Ту-204.
При разработке ИКБО-95 реализован ряд новых технических решений соответствующих основным положениям современной концепции построения комплексов интегральной модульной авионики, в том числе:
- глубокая интеграция центральных вычислительных систем за счет перехода на использование крейтовых несущих конструкций и унифицированных вычисли-тельных модулей;
- применение больших плоских полноцветных ЖК экранов;
- применение интегрированной системы самолетовождения и интеллектуальных пультов управления;
- оперативное изменение алгоритмов функционирования систем и их ПМО с помощью загрузчика данных (без доработки аппаратной части).
Для обеспечения замкнутого цикла компьютеризированной технологии проектирования и отработки комплексов авионики в НИИАО создана необходимая инфраструктура, включающая в себя:
- комплексный вычислительный центр, реализующий системы автоматизированного проектирования (САПР) по выбору состава и структуры комплекса, САПР разработки программного обеспечения и его тестирования и верификации, математическое моделирование, расчетные работы для выпуска доказательных документов (анализ функциональных отказов, вероятностные оценки безопасности эшелонирования самолетов, точности навигации, посадки и т.д.).
- комплекс вычислительных средств, реализующих САПР конструкторской и схемной документации систем авионики производства НИИАО;
- аккредитованный центр испытаний на внешние воздействия в соответствии с требованиями НЛГС-3 и DO-160C(D), в том числе по электромагнитной совмес-тимости;
- стендово-моделирующий комплекс, обеспечивающий сопряжение систем, отработку их взаимодействия и функций и отработку взаимодействия экипажа с ком-плексом.
Особое внимание в НИИАО уделяется обеспечению единой системы контроля качества разработки, испытаний и производства в соответствии с международными стандартами и правилами (ART 4754, DO-178В, DO-160C, ISO-9000).
Эта инфраструктура позволяет в полной мере обеспечить на высоком научно-техническом уровне весь цикл разработки, отработки и сертификации создаваемых в НИИАО комплексов авионики.
В настоящее время в НИИАО завершается разработка нового (третьего) поколения комплексов авионики ИКБО-2005. Основными принципами, положенными в основу разработки ИКБО-2005, являются:
- дальнейшая более глубокая аппаратурная и функциональная интеграция вычислительных систем и датчиков, автономных и радиотехнических систем на-вигации;
- модульность построения основных вычислительных систем на основе сетевой информационно-управляющей системы с распределенными ресурсами, и высо-коскоростными шинами обмена (до 1 Гбит/сек);
- единое информационно управляющее пространство, объединяющее систему отображения информации, интерактивный дружественный человеко-машинный интерфейс и распределенную информационно-экспертную систему, обеспечивающую экипаж всей необходимой информацией и рекомендациями на всех этапах предполетной подготовки, полета и послеполетного обслуживания;
- открытость архитектуры, что обеспечивает преемственность ИКБО-2005 для обеспечения модернизации существующих самолетов ГА и ВТА, в том числе модернизации ИКБО-95;
- внутрипроектная и межпроектная унификация, как аппаратных средств, так и программного обеспечения не только в объеме комплекса пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования, но и комплекса управления самолетом, комплексов управления общесамолетным оборудованием, внутренней связи и системы информационного обеспечения пассажиров;
- использование новейших технических решений в области электроники и информационных технологий.
Опираясь на опыт разработки цифровых комплексов бортового оборудования пассажирских самолетов, и используя выпускаемые серийно устройства, входящие в состав ИКБО-95, НИИАО развернул работы по созданию и внедрению в эксплуатацию комплекса бортового пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования вертолетов, предназначенных для авиационного обслуживания объектов ОАО «Газпром» (морских буровых установок (МБУ) и морских судов МС) в районах Баренцева и Карского морей с заданной регулярностью и безопасностью в любое время суток в сложных метеоусловиях.
По сравнению с существующими в РФ вертолетами, обеспечивающими обслуживание МБУ и МС в условиях метеоминимума 450х2000 м. днем и 400х4000 м. но-чью, вертолеты, оборудованные разрабатываемым НИИАО комплексом, обеспечат выполнение этой задачи при метеоминимуме 30х400 м, 60х800 м в зависимости от состава оборудования X     Кроме того, будет существенно повышена устойчивость радиосвязи в высоких широтах за счет применения адаптивной радиосвязи в ДК МВ диапазонах.
Разработка комплекса ведется НИИАО по договору с ОАО «Газпром» применительно к разрабатываемым вертолетам Ка-226 АГ и Ка-32 АГ.
Космической тематикой в НИИАО занимается СОКБ космической техники (бывшее СОКБ ЛИИ).
Успешно справившись с задачей создания системы отображения информации (пульт пилота) для космического корабля «Восток-1» и тренажера для подготовки к полету Ю.А.Гагарина, подразделение, на базе которого было создано СОКБ ЛИИ, обеспечило все пилотируемые космические корабли системами отображения информации, ручного управления и комплексными тренажерами для подготовки экипажей.
Коллектив СОКБ ЛИИ обеспечил выполнение всех пилотируемых программ: «Восток» и «Восход», «Союз», лунная программа, орбитальная станция «Мир».
В НИИАО выполнены работы по ВКС «Буран», орбитальной станции «Мир», транспортным кораблям «Союз-ТМ», и международной космической станции (МКС). За это время разработано 42 системы отображения информации, создано для НИИ ЦПК им Ю.А. Гагарина 23 тренажера и обеспечено участие во всех стадиях отработки и подготовки космических кораблей к полетам и в тренировках космонавтов на комплексных тренажерах.
Для международной станции разработаны базовые интегрированные пульты (ИнПУ), размещаемые во всех российских модулях станции. Пульты представляют собой бортовую вычислительную систему с выводом информации на плоский экран. Пульты обеспечивают взаимодействие космонавта с бортовыми системами и дистанционное управление с центрального поста периферийными модулями. Кроме того, разработаны и поставлены на модули станции пульты системы сигнализации (ПСС) и пульты обеспечения выхода в открытый космос (ПОВ)
Для космического корабля «Союз-ТМА» создана базовая система нового поколения «Нептун-МЭ». Она представляет собой интегрированную двух экранную трехпроцессорную СОИ-ОУ, обеспечивающую активное взаимодействие космонавтов с бортовыми системами и вычислительными комплексами корабля, а также отображение телевизионной информации и преобразование дисплейной информации в телевизионную для передачи в ЦУП.
Созданы и внедряются в эксплуатацию тренажеры ТДК-7СТ3,
ТДК-7СТ4 и ТС-18 для подготовки экипажей к полетам на кораблях
«Союз-ТМА» с новейшими вычислительными системами и синтезированными системами визуализации.
В настоящее время основными направлениями деятельности НИИАО являются:

В области бортового оборудования ЛА:
- формирование концепций развития и облика (архитектуры) комплексов бортового оборудования самолетов и вертолетов для гражданской авиации, а также для самолетов и вертолетов двойного применения;
- разработка необходимой нормативной документации по сертификации комплексов авионики и их ПМО в полном соответствии с современными международными требованиями;
- разработка технологии проектирования, конструирования и крупномасштабной интеграции комплексов авионики;
- разработка центрального вычислительного ядра комплекса авионики и ПМО высшего уровня;
- обеспечение интеграции ПМО входящих в состав комплекса систем и устройств, разрабатываемых другими фирмами;
- разработка, отработка, испытания и верификация интегральных комплексов авионики и их ПМО на специальных моделирующих стендах перед установкой на самолет для проведения летных испытаний;
- организация и обеспечение сервисного обслуживания комплексов в ходе их эксплуатации;
- модернизация, при необходимости, комплексов авионики в ходе их жизненного цикла.
В области космической тематики:
- Разработка, изготовление, испытания перспективных бортовых систем отображения информации и органов управления, пультов и блоков для космических пилотируемых комплексов;
- разработка принципов построения интегральных систем отображения информации и человеко-машинных интерфейсов (пультов) космонавтов и тренажеров;
- разработка информационного и программного обеспечения человеко-компьютерных графических систем деятельности операторов космических аппаратов и обучающих систем;
- разработка принципов построения систем централизованной аварийно-предупредительной световой и речевой информации и их составных частей;
- разработка методов проектирования компьютеризированных систем отображения информации и пультов;
- разработка методов и средств виброзащиты бортовой аппаратуры;
- разработка методов испытаний и оценок показателей качества (в том числе эргономических) систем отображения информации и их составных частей.
В 1987 г. в НИИАО создан и регулярно работает ученый совет по защите докторских и кандидатских диссертаций. На ученом совете НИИАО успешно защищено 17 докторских и 10 кандидатских диссертаций.
В настоящее время в НИИАО работают 9 докторов наук и 47 кандидатов наук.
В 2005 г. генеральным директором НИИАО назначен В.А. Чернышов.
Сегодня НИИАО является ведущей научно-производственной организацией авиационно-космической отрасли промышленности по исследованиям, разработке и сопровождению в эксплуатации комплексов бортового оборудования пассажирских и транспортных самолетов и вертолетов, а также оборудования рабочих мест космонавтов и тренажеров для их подготовки к полетам на пилотируемых космических аппаратах.

Источник:http://www.niiao.ru

Календарь фонда

развернуть
Май
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Фотографии

все фотографии